Искатель Бога, писатель Джек Керуак

Искатель Бога, писатель Джек Керуак

Сегодня День рождения Джека Керуака. Много есть в мире писателей, чье творчество вдохновляет, увлекает или просто делает нас богаче, позволяя увидеть мир под несколько другим углом. Но среди них есть еще и такие, которые попросту внушают уважение, потому что обладают одним важным качеством – честностью, в первую очередь по отношению к себе. Именно такими книги Керуака и являются для многих почитателей его таланта, такими они и останутся.

Фигура американского писателя канадского происхождения Жана-Луи Лебри де Керуака стала культовой для целых поколений, во многом определив направление американской литературы второй половины XX века. Его заглавная книга «На дороге» (On the Road), оказалась настольной книгой для многих молодых людей не только Америки, но и других стран. Это – исповедь простого человека длиной в десятки тысяч слов, тысячи миль выбеленных солнцем и мокрых от дождя дорог, сотни встреч и миллион шагов по улицам пыльных городов. Все его творчество – это непрерывный поиск себя, Бога и Себя в Боге.

Но вначале несколько слов о самом Джеке. Родился он 12 марта 1922 года в Лоуэлле, штат Массачусетс, США, в семье франко-американцев бретонского происхождения, став третьим ребенком. До шести лет он не изучал английский, дома в семье говорили на квебекском французском. К 10 годам он был твердо убежден, что станет писателем. Большую часть жизни Джек Керуак провел либо скитаясь по просторам Америки, либо дома у своей матери. Первые пробы пера он начал делать уже к концу 30-х годов, а опубликованный в 1950-м роман «Город и городок» открыл ему дорогу в большую литературу.

Говоря о Керуаке, нельзя пройти мимо еще одной его книги –«Бродяги Дхармы», где, как и в «Манифесте сюрреализма» Андре Бретона, определена идея свободы личности, свободы творчества и языка, на котором творец говорит с миром и людьми, с самим собой и Богом. В ней красной линией сквозь все повествование проходит желание не следовать всему общепринятому, сойти с накатанной колеи, не вовлекаться в систему общественных отношений. Автор так и говорит: «Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради привилегии потреблять все это барахло, которое на самом деле им вовсе ни к чему… Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев путешествуют с рюкзаками за спиной, взбираются на горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому что они добры, и, совершая странные поступки, они поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живущих существ».

Вам не кажется, что так может говорить только йог, йог от сердца, для которого есть только один путь во множестве – религия сердца и внутренней свободы через абсолютно земные вещи, личные привязанности и обжигающие эмоции по поводу самого факта жизни. Один просветленный мудрец говорит так: «Пламя, которое аннулирует смерть в смертных вещах». «Господи, Боже мой, что это за безумный мир!» – вторит ему Дин Мориарти, один из героев романа «На дороге».

Керуак, будучи страстным любителем джаза, задумал «На дороге» как музыкальную импровизацию на литературной почве, записывая все, что с ним происходило на дорогах Америки и Мексики вместе с Дином Мориарти, прототипом которого послужил его друг Нил Кэсседи. Эта книга отлично передает нам дух Америки 40 – 50-х годов с битниками и их антиобщественным поведением, с проникающим на Запад зэн-буддизмом и джазом, джазом, джазом…

Написанная в спонтанном, исповедальном стиле, книга показывает нам метания человека-в-поисках-Бога: «А нет ли его там? А может, быть он здесь?» – вопрошает автор. И вновь начинает все сначала. Недаром ведь Керуак нашел духовный позвоночник в христианстве, зэн-буддизме и других восточных учениях.

А пока искал – горел, горел, «как римские свечи», писал, любил, страдал, радовался, а что самое главное – ЖИЛ. Он стал для нас не просто писателем и «главным битником», но, в первую очередь, человеком, который вдохновляет, приглашает к совместному поиску, сомневается, а если ошибается, то делает это уверенно и просто восхищает нас в своем извечном стремлении к чему-то.

Поэтому возблагодарим Джека Керуака за его книги, за его жизнь и вместе скажем: «С Днем рождения, Джек!»

Петр Калугин, 12 марта 2013 года