Многоженство
Когда первый раз узнаешь о том, что твой любимый мужчина имеет право взять в жены одновременно несколько женщин, тебя обуревают сильные эмоции. Здесь и страх, и злость, и ревность. Мало кто может спокойно отнестись к тому, что рядом с твоим мужем будет постоянно находиться другая женщина. Он будет говорить ей те же нежности, какие до этого говорил тебе; заботиться о ней, обеспечивать ее, иметь от нее детей. В голове рисуются страшные картины. Нет, кажется, что надо совсем не любить мужчину, чтоб согласиться делить его с другой женщиной. А между тем, существует масса причин, которые могут оправдать многоженство, и достаточно семей, где женщины, не являющиеся единственными женами, счастливо (по крайней мере, со стороны кажется именно так) живут в полигамном браке. Реабилитации многоженства и посвящена данная статья.
Ислам часто обвиняют в том, что он зародил многоженство, разрешив мужчине брать в жены несколько женщин. Многие действительно думают, что до этой религии у всех было по одной жене, а с приходом мусульман их допустимое число увеличилось до четырех. На самом деле все было как раз наоборот, ислам — первая религия, которая организовала брак и ограничила многоженство строгими рамками. Полигамный брак не запрещен специальным запретом Господа ни в одной из религий, и ни в одной из религий, за исключением ислама, не оговаривается число жен. Предшествующие исламу религии и народы разрешали заключать брак с множеством женщин, число которых достигало десятков, а иногда и сотен, без каких-либо условий и ограничений.
Рассказывается, что царь Соломон, например, имел 700 жен и 300 наложниц. Это значит, что многожёнство – явление не новое, оно существовало с давних времён. Ислам же разрешает многоженство, однако ограничивает число жен до четырех, при этом задавая очень важное условие:
«Если [намереваясь жениться на сиротах, опекаемых вами, и тем самым получая в распоряжение их имущество] вы боитесь [осознаете, почувствуете], что не будете [не сможете быть] справедливы по отношению к ним [по причине того, что нет у них отцов, которые могли бы заступиться за них, тогда не женитесь на них], а женитесь на тех женщинах [из полных семей], что приятны вам (которые вам по душе), — двух, трех или четырех. [Четыре — предельный максимум. У одного мужчины одновременно не может быть больше четырех жен.] А если боитесь вы [благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к ним во всем, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и отношении], то — [только] на одной или [если нет возможности жениться на свободной женщине] — на рабыне (на подневольной) [тем самым имея возможность сделать ее свободной]. Это [упомянутые три варианта в соответствии с историческими реалиями той или иной эпохи] — наиболее приближенное к благополучной семейной жизни [наиболее оптимальные схемы супружества, в которых минимизирована вероятность ущемления прав женщины]». (Коран 4:9) Таким образом, жениться одновременно на нескольких женщинах можно только при строгом соблюдении справедливого отношения к женам и равноправия между ними.
Очень часто в бурных обсуждениях этого вопроса мы пытаемся доказать, что для второй, третьей и четвертой жены у мужчины должна быть очень веская причина: бесплодие первой жены или ее болезнь, невозможность выполнения супружеских обязанностей и т.п. А на самом деле ни в священном Коране, ни в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не написано ничего о том, что такие причины существуют. Единственное условие – это одинаково справедливое обращение со всеми женами. А причина, по которой мужчина не может довольствоваться одной женщиной, остается его совести.
О том, насколько важно соблюдение этого единственного условия, говорит тяжесть наказания, которое последует в случае его невыполнения. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто имел двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день будет тащить за собой часть своего тела». Абу Давуд, ат-Тирмизи. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Условие справедливого отношения ко всем женам действительно трудновыполнимо, потому что заботиться обо всех женах одинаково муж должен как материально, обеспечивая их полностью одеждой, жильем, едой (женщина вообще не обязана тратить свои деньги), так и морально. Купил одной жене подарок, купи второй такой же. Провел один день с одной, проведи такой же с другой. Сказал одной жене ласковое слово, приласкай и другую жену. Это насколько нужно контролировать свою жизнь, чтоб постоянно думать, равна ли твоя забота к женам, и бояться малейшего несоответствия, которое может повлечь за собой наказание. А истинно верующий мусульманин, я думаю, именно так и будет делать.
Очень часто в обсуждении многоженства мусульманам также ставят в обязательства любить всех жен одинаково. Я же солидарна с теми учеными, которые считают, что Коран не требует соблюдения к ним одинаковых чувств. Такое почти невозможно, так как не может мужчина любить одинаково нескольких женщин, и кому-то из них все равно будет отдаваться предпочтение. «Сердцу не прикажешь», и человек действительно не властен в своих чувствах, о чем и говорится в священной книге:«Вы никогда не сможете быть [во всем и полностью, особенно касательно ваших чувств] справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь. [То есть вторая семья — нелегкая и крайне ответственная затея пред Творцом, ведь вы должны быть справедливы и беспристрастны во всем. Вы можете постараться быть такими, хотя чувства все равно не поделите пополам: одна будет любимее другой. Но проявлять особую любовь к одной из них в форме более продолжительного времяпровождения или больших материальных затрат вы не имеете права. А за чувства вы не понесете ответа пред Богом.] (Коран 4:129)
Некоторые считают, что данным высказыванием Коран ясно и открыто предостерёг мужчин от многоженства, утверждая, что мужчина, сколько бы он ни старался, не сможет установить полную справедливость между женами во всех отношениях. Но если рассматривать данные слова в такой плоскости, трудно логически понять, как Коран одновременно разрешает многоженство и в то же время его запрещает, оговаривая, что выполнить главное условие совершенно невозможно. Поэтому резонно согласиться с группой ученых, которые рассматривают данные слова Корана, как обращенные к области чувств.
Давайте же, наконец, определим, почему полигамия считается допустимой. Итак, многоженство призвано решать следующие проблемы:
- Предоставить возможность женщинам познать радость материнства, не прибегая к греху. В настоящее время статистические данные показывают, что почти во всех странах представителей мужского пола не хватает. Пророк Мохамед (да благословит его Аллах и приветствует) еще более 14 веков тому назад перечислил малые признаки приближения Конца Света, в числе которых назвал и то, что женщин будет намного больше, чем мужчин. Так и происходит. В России, например, мужчины умирают раньше и чаще женщин, а также спиваются, попадают в наркотическую зависимость и т.д. Многие женщины становятся матерями-одиночками, желая родить ребенка, но не найдя для него подходящего папы. Полигамный брак может спасти женщину от этого греха.
- Помочь вдовам и женщинам старшего возраста, которые по каким-то причинам не смогли выйти замуж в молодости. Проблема количественного дисбаланса мужчин и женщин особо остро проявляется после войн, когда тысячи женщин теряют на войне своих мужей, и им очень трудно одним заботиться о своих детях. Ислам же предлагает наиболее мудрое и безболезненное решение данной проблемы, побуждая мусульман брать в жены овдовевших женщин, оставшихся без своих кормильцев.
- Защитить женщину, которая бесплодна или больна, и дать возможность мужчине иметь столько детей, сколько он хочет, не оставляя при этом свою больную или бездетную жену. Всем известны случаи, когда мужчина вынужден развестись со своей женой, если по медицинским показателям она не может родить ему наследника. Не все представители мужского пола соглашаются на усыновление ребенка, и бедная женщина вынуждена страдать в одиночестве.
- Предотвратить прелюбодеяние мужчины, если в силу своего темперамента и физиологических особенностей в сексуальном плане ему недостаточно одной женщины. Многим мужчинам требуется намного больше плотского удовлетворения, чем женщинам, и даже чисто физически такие представители мужского пола никогда не могут быть удовлетворены только одной женщиной. В целях избежания греха таким мужчинам дали возможность жениться повторно. Существуют также ситуации, когда чувства берут верх над разумом, и женатый мужчина страстно влюбляется в какую-то женщину. Чтобы не усугублять положение и так уже обиженной первой жены, такой мужчина может жениться на любимой женщине, не разводясь с первой женой.
После всего сказанного можно заметить, что многоженство направлено не только на помощь мужчинам, но и на заботу о женщинах. А также немаловажен тот факт, что никто не может заставить женщину стать второй женой, ее согласие обязательно.
Но все-таки многоженство также является большим испытанием для женщины. Все мы такие разные: открытые и замкнутые, искренние и не очень, скромные и общительные, но гордость каждой из нас даст за себя ответ. Естественно, любая женщина хочет стать единственной и неповторимой для своего мужа, такова ее натура. Но, поверьте, есть такие женщины, которые сознательно ради Аллаха идут второй, третьей, и даже четвертой женой. Вот рассказы некоторых из них:
Марьям, 24 года, вторая жена у своего мужа:
«До нынешнего брака я уже была замужем, правда, все сложилось не удачно и мы развелись. Когда я в последний раз выходила замуж, знала что буду не первой женой и знала на что иду. Но знаете, я не была так счастлива никогда, и неправда, когда говорят, что во вторые жены берут молоденьких. Его первой жене 18 лет, мы с ней как сестры. И поверьте моему опыту: в семье главное, чтобы мужчина тебя ценил и уважал. Что же касается жилья, то мы живем в разных квартирах, муж к нам относится одинаково. Я например, ни в чем не нуждаюсь, наверное, мне просто повезло».
Аделя первая жена своего мужа, но не последняя:
«Когда я узнала, что мой муж хочет взять вторую жену, я была просто шокирована: я абсолютно была к этому не готова, первая мысль, которая возникла – развод. Но у нас было столько всего общего, маленький сын, и вообще я очень люблю своего мужа. Постепенно я смирилась, хотя, это мне далось нелегко. Мой муж взял во вторые жены девушку 19 лет, мне 21. Живем мы отдельно, со стороны мужа я вижу любовь и уважение и в материальном плане у нас все хорошо, но лукавить не буду: относиться ко второй его жене, как к сестре так и не научилась».
Гульназ, 37 лет, первая жена:
«Я вышла замуж в 19 лет, жили счастливо родила троих детей. Муж меня очень любил, когда я заболела, ухаживал за мной, жалел и никогда не бросал. Он у меня симпатичный, видный мужчина, я и сама знала, что он заслуживает лучшего. Когда он взял себе вторую жену, я не была против, ведь он продолжал любить меня и обеспечивать всем необходимым. Он мог вообще со мной развестись, но он этого не сделал. Ему было тогда 40 ей 23. Вот уже три года дружно, правда, отдельно, вторая жена его учится. В принципе я довольна нынешним положением».
Айша, 19 лет:
«Хочу поделиться с вами очень горьким опытом. Вышла замуж в 17 лет за мужчину, который был старше меня на 20 лет. Просто не знаю, что со мной тогда произошло, я влюбилась, потеряла рассудок. Выходила второй женой, но он сказал, что с первой разведется, хотя в том браке у него двое детей. Прожили мы ровно полгода, но разводится он даже не собирался, более того, он все чаще стал пропадать у первой жены. В один прекрасный день он пришел ко мне и сказал, что совершил ошибку, женившись еще раз и что он любит первую жену и ему больше никто не нужен. Милые сестры, думайте за кого выходите замуж».
Казалось бы, такие разные у всех судьбы и все они имеют кое-что общее – одного мужа. Кто-то из мужчин справедлив, кто-то совсем наоборот, всем им предстоит держать суд перед Всевышним. Было бы не правильным выслушать лишь только женскую сторону, поэтому мы обратились к «бывшему» многоженцу имаму мечети «Бурнай» Фархату хазрату. В свое время он одновременно имел три жены.
«Во-первых, многоженство упомянуто Аллахом в Коране, во-вторых, практикуется в жизни пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, и идти против этого никто не может, если же выступает против, значит он не соглашается с установлением Всевышнего. Если Создатель человека упомянул в Коране о многоженстве: значит на то были веские причины. Эти причины существуют и будут существовать. Аллах разрешил многоженства, чтобы люди могли избежать большого греха, поймите, мужчина по своей сущности полигамен, как бы женщина это не отрицала, ведь даже у животных есть инстинкты ревности – верблюд ревнует свою верблюдицу, лев – львицу.
Мужчинам разрешено многоженство по нескольким причинам:
1. Очень большие физиологические потребности. Чем гулять где-то на стороне совершая грех, лучше взять себе вторую жену.
2. Вдруг женщина окажется бесплодной или больной?
3. И вдруг женщина не выделяется своим нравом – капризна, скандальна, непослушна?
У меня было три жены, на сегодняшний день я имею одну. Скажу вам, что в полигамной семье все зависит от самих женщин, и только от них, если они живут дружно, то и все мы живем дружно, но ревность, которая перерастает во вражду до добра не доведет. Вот и у меня сложилась такая ситуация, когда две жены строили казни против одной, конечно, терпение не безгранично, и со мной осталась самая праведная жена, в чем я убедился именно живя с тремя женами. Так что, еще раз хочу подчеркнуть, в семье все зависит от женщины. Сколько я знаю полигамных семей во всех случаях происходят ссоры, пока жены не начнут относится друг к другу как сестры, тогда поверьте, и муж будет вами доволен, а значит и Аллах тоже».